Четверг
18.04.2024
14:38
Друзья сайта
  • Отдел образования Новохоперского р-она
  • МОУ "Елань-Коленовская СОШ №1"
  • Вход
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт Натальи Страшко.

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Совершенствование лингвистического образования младших школьников.

    Н. С. Страшко

    МКОУ «Елань-Коленовская СОШ№1»

    Новохопёрского района.

    Совершенствование лингвистического образования младших школьников.

    Концептуальные положения нового стандарта начального общего образования – стандарта второго поколения вытекают из главных факторов масштабного характера: глобализации, формирования поликультурного общества, объективных изменений мирового уклада. В эпоху информационной культуры большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции стандарта названо развитие личности ребенка. Только в этом случае нынешний первоклассник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе. В настоящее время человек должен уметь целостно воспринимать мир, видеть и изучать сложные взаимоотношения множества фактов и явлений. Такой взгляд можно развить, опираясь на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметные, межпредметные и внутрипредметные как по горизонтали, так и по вертикали.

    В стандарте говорится, что современная школа должна воспитать "готовность человека к инновационному поведению". На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

    Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей XXI в. мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям, мы должны научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности свойственна именно младшему школьнику.

    Все в большей степени на роль концептуальной основы модернизации отечественного образования претендует компетентностный подход. При этом он часто противопоставляется «зуновской» парадигме, доминировавшей в отечественной педагогике на протяжении ряда десятилетий, и соотносится с теми социальными преобразованиями, которые диктуют новые целевые установки в образовании: воспитание успешного человека, востребованного на рынке труда. Во многом такое резкое отрицание обучения, в основе которого доминирует знаниевая составляющая, обусловлено информационным взрывом, который заставляет переосмыслить роль знания. В плане адаптации человека к новым условиям становится важным не только наличие самого знания, но и овладение технологиями, позволяющими найти оптимальный способ его получения.

    Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания того, что ученик будет знать и уметь «на выходе».

    Технология личностно - ориентированного обучения предполагает реализацию как компетентностного, так и деятельностного подходов в обучении младших школьников. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

    Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

    Формирование грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Учителя МКОУ «Елань-Коленовская СОШ №1» используют различные приемы и методы работы на уроке в развитии языковой личности и лингвистического образования младших школьников.

    Н. П.Седых (учитель 1КК, ведет уроки во 2-м классе) лексическую работу строит с учетом программы по русскому языку. Она наметила этапы работы над словом, которые помогли ей привести лексическую работу в систему:1) знакомство со словом как лексической единицей, 2)знакомство с лексическим значением слов,3) введение учащихся в лексическую систему языка,4) творческая работа учащихся со словом. Надежда Петровна успешно использует игровые технологии. На первом этапе работы, когда идет знакомство с самим понятием «слово», - это дидактические игры, направленные на формирование умения узнавать, обобщать и группировать предметы и слова, их называющие, например: «Назови одним словом», »Третий лишний», «Кто знает, пусть продолжает». На втором этапе при знакомстве со словом как лексической единицей учитель проводит игры «Спрятавшееся слово», «Перевертыши», «Найди слово». При знакомстве учащихся с лексическим значением слов проводятся игры «Угадай-ка», «Опиши и сравни», в которых выигрывает тот, кто больше угадает загадок,  связанных с описанием предметов, действий, явлений, кто точнее опишет предмет, кто даст наиболее точное толкование слова. Много игр проводится на четвертом этапе работы. Это игры, связанные с подбором синонимов, антонимов, особенно интересна игра «Лото синонимов». Такие игры активизируют учеников, способствуют обогащению словарного запаса.

    Тупицына Т.Д (учитель 1КК, работает в 4 классе) в своей работе часто использует проблемные ситуации. Так, при изучении темы «Непроизносимые согласные» учащиеся работают над словами: весть, известие, вестник, известный, известно. Учащиеся читают слова вслух, выясняют, что в одних словах «т» произносится, а других – нет. Учитель задает вопросы: что можете сказать об этих словах? что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия), какой возникает вопрос? (побуждение к формированию проблемы), какова же будет тема нашего урока? Учащиеся выписывают в один столбик слова, в которых «т» произносится, в другой - где не произносится. Учитель использует побуждающий диалог: «Какие будут гипотезы?». Учащиеся высказывают свои предположения, выдвигают контраргументы, определяют местоположение непроизносимой согласной. «Когда же согласный не произносится? Сделайте вывод». Учащиеся делают вывод, что согласный не произносится, когда стоит между двумя согласными (решающая гипотеза). «Сверьте свой вывод с материалом учебника». Далее учитель предлагает учащимся сформулировать правило проверки самостоятельно.

    Дунаева А.В. (учитель ВКК, работает в 1 классе) широко использует ЭОРы в образовательной деятельности. Результативны следующие виды работы на уроке: дидактические игры, работа в парах, упражнения на развитие мышления, анализ и самооценка уч-ся содержания проверочной работы, итоговый подсчет рейтингового балла за урок. Остановлюсь на некоторых из них. При систематическом использовании дидактических игр у учащихся развивается подвижность и гибкость ума, дети учатся сравнивать и анализировать. Анна Васильевна проводила игру «Буква заблудилась» (в предполагаемом слове заменить букву, чтобы получилось новое слово: мал - бал). Работа в парах. У каждой пары карточка с пословицей. В пословице часть букв пропущена (вместо них звездочки) «Чт-н-е л-чшее уч-ние». Вставить пропущенные буквы. При анализе и самооценке содержания проверочной работы ученики по заданному алгоритму проверяют выполненную работу и делают вывод, что получилось, а что не получилось, где сделаны ошибки. К концу первого полугодия ученики первого класса уже сами ведут подсчет баллов за урок и выводят свой уровень: все понятно, было трудно, было интересно, могу рассказать другим.

    Манюхина Л.С. (учитель ВКК, преподает в 3 классе) использует на уроках проектную деятельность учащихся. Она проводила исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова». План работы:1.Загадка, ответом которой является словарное слово.2.Рисунок слова (по количеству значений слова).3.Особенности слова (орфоэпическое, фонетическое).4. Лексическое значение (работа со словарем, обращается внимание на многозначность слова). 5.Этимология слова  (работа со словарем). 6.Родственные слова.7.Синонимы, антонимы. 8.Фразеологизмы (работа со словарем).9.Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях.10.Мое творчество. В такой работе принимают участие все ученики, уровень исследования будет посильным для каждого ученика.

    Вопросы лингвистического образования младших школьников обсуждаются на МО учителей начальных классов школы, обобщается опыт учителей по применению современных педагогических технологий, планируются и проводятся открытые уроки учителей для учителей округа.

                                                   Список литературы.

     

    1. Соловейчик, М. С. Программа к курсу «Русский язык» для 1 4 классов общеобразовательных учреждений Текст. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 40 с.

    2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М, : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

    Категория: Мои статьи | Добавил: Наталья (07.05.2012)
    Просмотров: 1278 | Рейтинг: 0.0/0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]