Четверг
25.04.2024
02:00
Друзья сайта
  • Отдел образования Новохоперского р-она
  • МОУ "Елань-Коленовская СОШ №1"
  • Вход
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт Натальи Страшко.

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Статья в журнале

    Использование интерактивных форм и методов обучения как  одно из современных  направлений технологизации образования.

     

    Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей: стимулирования мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; повышении уровня активности и самостоятельности обучаемых; развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации; изменение установок и социальных ценностей; саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию  с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

     Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является применение нетрадиционных форм урока. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем  будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Наиболее распространенные из них: театрализованные уроки и уроки-концерты. Нетрадиционные формы уроков – есть не что иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации, затем – привычное для каждого учителя литературы  использование на уроке музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, т.е. всего того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Традиционно использую я  на уроках и чтение по ролям, особенно в младших классах, обучение выразительному чтению. Но я назову и поставлю на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность, инсценирование.

    Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.   Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).  При подготовке к такому уроку учащиеся вместе с учителем  работают над написанием  сценария, распределением ролей, подготовкой костюмов и реквизита, проводят  репетиции. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.

    Приведу примеры уроков, где учебный материал был представлен в форме театральной постановки. Это  урок в 8 классе по произведению А.Т.Твардовского «Василий Теркин» «Изучение глав «Гармонь» и «Два бойца». При подготовке использую материалы о Великой Отечественной войне школьного музея «Истоки»  (макет крестьянской избы, котелок, фляжку, фотографии, воспоминания ветеранов). Ученик, исполняющий роль Теркина, играет на баяне, исполняет фронтовые песни «В лесу прифронтовом» и «Три танкиста». Не менее органично смотрелись исполнители ролей деда и бабки в главе «Два бойца». Учащиеся выразительно читали стихи, полностью вошли в роль. В 10 классе при изучении  романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» были поставлены отрывки: встреча Онегина с Татьяной в свете, письмо Онегина, отповедь Татьяны. Подготовка  к уроку, конечно, была очень серьёзной, (использовались документы, письма, воспоминания, детали костюмов того времени), это настоящий спектакль, но и результат стоил того. Прекрасно смотрелась сцена бала, когда несколько пар учеников танцевали вальс под музыку Г.Свиридова к пушкинской «Метели».  Понравилась всем сцена «Письмо Онегина»:

    Предвижу все: вас оскорбит

    Печальной тайны объясненье.

    На столе горит одинокая свеча, поскрипывает гусиное перо, проникновенно звучат знаменитые пушкинские строки.

    Я считаю, что такие уроки намного эффективнее, потому что слово, произнесённое вслух, наполненное оценкой, отношением, воспринимается совсем по-другому, нежели прочитанное глазами, «про себя». Готовясь к выступлению,  учащийся работает над текстом, выстраивает образ, проникает в авторский замысел и специфику текста, задает себе вопросы: «Почему?», «Зачем?». Учащиеся 10 класса при подготовке к сцене «Встреча Катерины и Бориса» (А.Н.Островский «Гроза», сцена вторая, явл.1-5)  старались ответить на вопросы: «Почему так говорит Катерина, как отвечает Борис, каково значение образов Варвары и Кудряша?». Такие вопросы могут и не возникнуть в ходе обыкновенного анализа, или их задаст учитель.

    Не менее интересные режиссерские задания, когда учащимся нужно самим интерпретировать литературное произведение, привлекая одноклассников в качестве актёров. Режиссёр должен помочь актерам понять, что они должны делать.  Класс делится на группы. Учащиеся сами определяют ход работы, распределяют функции, репетируют. Такую  форму работы использую при инсценировании басен И.Крылова.

    Очень важна оформительская работа. Учащиеся работают над костюмами, декорациями, музыкальным оформлением. Интересными находками порадовали меня учащиеся 8-го класса, придумавшие костюмы к инсценировке рассказа А.П.Чехова «Хамелеон», декорации лавки купца, игрушечной собаки, двигавшейся на тросике. Их работы я оценила высоко, так как готовя декорации, костюмы, афиши, учащиеся обязательно анализируют произведение не просто так,  а чтобы выполнить конкретную работу.

    Конечно, что такие уроки не проводятся каждый день: во-первых, это невозможно по причине огромных затрат сил и времени, а во-вторых, потерялся бы весь смысл проведения подобных уроков, если бы они стали привычным делом.

    Стало доброй традицией проведение в конце апреля каждого года окружного театрального фестиваля  в школе. Ученики школ округа и нашей школы готовят замечательные мини-спектакли, неизменно вызывающие восторг зрителей. В прошлом году мы проводили «Чеховский фестиваль», на котором были представлены инсценировки рассказов А.П.Чехова.

    Профессия учителя сродни профессии режиссера. Как и режиссер, учитель - творческий работник, который выбирает материал для  «постановки» урока или внеклассного мероприятия, создает творческие группы по способностям учеников. Театрализация помогает активизировать творческую деятельность школьников, у учащихся появляется интерес к литературе как к учебному предмету.

    Страшко Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Е-Коленовской СОШ №1.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Наталья (18.06.2012)
    Просмотров: 732 | Рейтинг: 5.0/1
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]