РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 8 классе
на 2012 – 2013 учебный год
Учитель: СТРАШКО Н.С.
2012 год
Пояснительная записка
Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.
Необходимость содержательного и структурного обновления программы обусловлена появлением стандартов литературного образования для основной (V—IX классы) школы.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
· освоение текстов художественных произведений;
· формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
· осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
· формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
· формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
· формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
· формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
· формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
· освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:
V класс — жанры;
VI класс — роды и жанры;
VII класс — характер — герой — образ;
VIII класс — литература и традиция;
IX класс — автор — образ — читатель;
X—XI классы — художественный мир писателя.
|